архив журнала, выпуски: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Психологические тренинги
Особенности отношений в семьях с детьми, болеющими сахарным диабетом

 

20.11.2013 Особенности отношений в семьях с детьми, болеющими сахарным диабетом

Основные особенности детско-родительского взаимодействия в семьях с детьми с сахарным диабетом

Анастасия ПетроваАнастасия Петрова, клинический психолог и семейный системный психотерапевт, тел. 8 964 782 0958

Семья живет и функционирует как система, отношения родителей и детей мы рассматриваем через призму системного подхода. Описанный в статье тип отношений в семье достаточно распространен, но в случае, если ребенок болен, то возможная причина развития цикла "вина родителя-вседозволенность для ребенка" кроется именно в болезни. 

Сахарный диабет 1-ого типа (С.Д.) - аутоиммунное  хроническое заболевание, наиболее часто начинающееся в детском или подростковом возрасте. Причинами С.Д. считаются: генетическая предрасположенность, частые вирусные инфекции, качество питания и окружающей среды, состояние хронического стресса.

В настоящее время для лечения С.Д. в нашей стране  используется комплексный подход, который включает в себя диетотерапию,  физические нагрузки, необходимость ежедневного подсчета хлебных единиц, заместительную инсулинотерапию. Все это меняет жизнь заболевших детей и их семей,  накладывает определенные ограничения.

Постановка ребенку С.Д. вызывает у родителей ряд эмоциональных реакций, которые в значительной степени определяют тот тип взаимоотношений, который может сложиться у них с ребенком впоследствии. Сами же дети и подростки, как правило, не демонстрируют выраженных страхов и опасений непосредственно по поводу диагноза.

Детей и подростков, скорее, расстраивают реакции близких, а так же ограничения, связанные с болезнью.Дети выражают переживания по поводу болезненности инъекций инсулина и необходимости отказа от привычной пищи. Подростки сообщают, что тревожатся о том, как их примут друзья и одноклассники (в связи с необходимостью соблюдения диеты и уколов). Но, и дети и подростки отмечают, что их очень беспокоят реакции родителей (в частности, мам) на то, что поставлен такой диагноз. Как правило, дети тревожатся о конкретном поведении близких. Так они могут говорить, что «мама стала грустной», «бабушка плачет», «папа ходит расстроенный».

Первой реакцией родителей на диагноз С.Д. является отрицание. Оно проявляется в разных формах, начиная с того, что родители отказываются сообщать ребенку о хроническом течении С.Д. и запрещают рассказывать о болезни в школе, и, заканчивая тем, что некоторые родители пытаются забрать ребенка из стационара и показать другому «хорошему» доктору, который профессионально оспорит мнение доктора «плохого».

В случае если отрицание выражается очень бурно или затягивается, это может препятствовать корректному лечению, а также способствовать социальной дезадаптации ребенка.

Если позиция родителя, или семьи в целом, связанная с отрицанием, закрепляется, это приводит к особому построению коммуникации с ребенком. Тема диабета считается невозможной для обсуждения в такой семье. При этом все формальности по уходу за больным ребенком соблюдаются. Родители не спорят с тем, что могут расстраиваться и даже плакать из-за того, что причиняют ребенку боль инъекциями или дискомфорт, ограничивая его в еде. Однако на прямой вопрос ребенка, они готовы придумывать самые разные отговорки, но только не озвучивать истинную причину. Между собой супруги тоже стараются не обсуждать переживания по поводу С.Д.. И тогда на лицо парадокс – болезнь вроде бы есть, а вроде бы ее и нет. В этом случае не только родители лишаются возможности делиться своими переживаниями, но и ребенок оказывается в некоторой эмоциональной изоляции, где ему не может быть предоставлена поддержка. В семье возрастает эмоциональная дистанция, в которой все про все знают, но не имеют возможности поговорить.

Параллельно с отрицанием, или самостоятельно, у родителей возникает чувство  вины. Оно в основном бывает связано с представлением родителей об их причастности к стрессовым событиям в жизни ребенка, которые, по их мнению, и спровоцировали начало заболевания. Поддержку своим мыслям родители находят в различных источниках по проблеме диабета. Информация ложится на хорошо подготовленную тревогой почву и заставляет родителей испытывать тягостные чувства.

В понятие стресса, который «запустил» заболевание ребенка, родители вкладывают супружеские конфликты, недостаток внимания к ребенку, повышенную требовательность, конфликты из-за учебы. Такие родители часто бывают озабочены тем, чтобы огородить ребенка от всех возможных стрессов. Что, конечно, является невыполнимой задачей!

Фактически получается, что родители видят свое дальнейшее общение с ребенком, как некую вседозволенность. В таких семьях планируется предъявлять к ребенку гораздо меньше требований, снисходительно относиться к его капризам, не ругать, не наказывать и обязательно все решать на уровне мирных переговоров. Сама по себе идея все решать мирно очень хорошая. Особенно, если раньше в семье все так и было. Однако не стоит упускать из внимания, что именно эти родители говорят о том, что конфликтные отношения и спровоцировали начало заболевания. Значит, скорее всего, невозможность решать все с помощью переговоров существовала и раньше. И появление С.Д. не сможет кардинально изменить уже сложившейся паттерн.

Дети в описанном выше типе отношений лишаются возможности корректировать свое поведение в соответствии с правилами, попадают в выраженную инфантильную позицию. В какой-то момент вседозволенность может привести к тому, что ребенок станет неуправляемым. К этому времени и родители изрядно устанут контролировать себя и постоянно сдерживаться. Случается что-то, как последняя капля, какая-нибудь мелочь, и ребенку достается и за предыдущие и за будущие проступки! После чего родители испытывают чувство вины, усиленное представлением о том, что на ребенка теперь «нельзя даже голоса повышать». После такого инцидента ребенку на какое-то время снова многое разрешается. Нетрудно догадаться, что взаимодействие скандал-вседозволенность приобретает циклический характер.

Если же говорить о детях, то они, практически интуитивно, улавливают возможность получения выгоды от такого положения вещей. Лозунгом детей в таких семьях становится «Кричите-кричите, зато потом вы сделаете для меня все, что я захочу». И это подкрепляется поведением родителей.

Когда ребенок вел себя плохо и его отругали, у родителей появляется ощущение, что они совершили что-то ужасное. В этот период они не только перестают предъявлять к ребенку определенные требования, но и готовы скупить полмагазина игрушек или приобрести дорогой гаджет. Таким образом, они пытаются заслужить прощение и хоть как-то справиться со своей виной.

Через некоторое время ребенок начинает понимать, что его плохое поведение оборачивается для него множеством бонусов! А это значит, что чем хуже он себя ведет, тем больше бонусов может получить. И тогда поведение ребенка становится просто ужасным, изобретаются разные способы, чтобы точно не оставить родителей равнодушными. Дети начинают активно манипулировать родными.

Описанные здесь типы детско – родительского взаимодействия не являются единственными и обязательными. В благоприятных случаях, такие отношения могут не закрепиться надолго и, пройдя некий кризисный этап, семья сможет найти баланс. Однако, если время идет, а члены семьи так и не могут открыто говорить о своих переживаниях относительно болезни или имеют сильное чувство вины, то это является поводом для обращения к психологу. Ведь, как это нередко бывает, хоть болеет тело, а помогать нужно и психике.  

 

Оцените материал:

1 2 3 4 5
Рейтинг: 4.62
Голосов: 16
Комментариев нет.
Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.
Новости психологии
  • Применяя законы психологии восприятия – можно построить такой дизайн сайта, который бы максимально удерживал клиента и неотвратимо вел бы его в воронку продаж
  • При взгляде на современное общество, создается такое впечатление, что поиск работы стал не периодически возникающей необходимостью, а перманентным состоянием человека
  • Германская глубинка — это колорит, удивительная атмосфера. Город Леверкузен привлекает туристов возможностями для спорта, культурного отдыха. Это местечко в провинции не устает удивлять
Психологические центры
Справочник, список анонсов тренинговых центров
  • Психосоматика как область знаний и практической работы изучает связь проявлений тела, сигналов тела и эмоций, переживаний, состояний души. Когда в гармонии тело и душа, - мы действуем, работаем и отдыхаем, живем, не замечая тела, которое как послушная машина, служит безотказно. А есили с животом проблемы - замечаем сразу.
  • Представляем на сайте психологический центр, в котором вы можете получить консультации психологов, работающих в разных направлениях психологии и психотерапии
  • Представляем Психологический центр на Волхонке. Место, где вы можете получить психологическую помощь и консультации специалистов
Правила и ответственность. Копирование любых материалов только с разрешения редакции psyzhurnal@mail.ru