архив журнала, выпуски: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Психологические тренинги
Мех: субъективность восприятия или зов природы?

 

26.12.2013 Мех: субъективность восприятия или зов природы?

Виолетта ШкуропацкаяВиолетта Шкуропацкая

студент 1 курса
магистерской программы
"Технология швейных изделий"
профиля "Инновационные технологии
в проектировании изделий
и предприятий индустрии моды"
ВГУЭС.,
руководитель исследования Терская Л.А.

(ВГУЭС, г. Владивосток)

 

Мех: субъективность восприятия или зов природы?

 

Ненависть и любовь слились воедино

в этой страсти Леопольда к женщине в мехах –

будь то княжеский горностай, буржуазный кролик

или крестьянская овчина….

Каринэ Фолиянц «Страсть разрушающая»

 

Мех – это поистине магический материал. И магия его многогранна. Женщины теряют голову при виде роскошного мехового пальто, а мужчины с легкостью расстаются со своим сбережениями, чтобы удовлетворять капризы своих дам. Женщины в мехах не одно столетие волновали умы мужчин: великие писатели, художники, поэты воспевали прекрасных дам, укутанных в пленительную мягкость меховой одежды. Таинственный блоковский мех и шелк, властный горностай Мазоха, черный соболь Бунина помогали создать образ женщины – желанной и роковой. Образ женщины, которая сводит с ума.

В свою очередь, женщины всегда отстаивали свои права на мех: ни изменчивые тенденции моды, ни происки «зеленых», ни экономические кризисы не смогли заставить отказаться от «мягкого золота».

Ученые и исследователи в области психологии и физиологии по-разному объясняют влияние меха на бессознательное человека. Так, основными мотивами при выборе меховой одежды, по мнению психологов, являются проявление своей индивидуальности, самовыражение, удобство и комфорт. Физиологи и антропологи находят причину в стремлении женщины вызвать интерес у мужчины и проявить свою сексуальность. «Внешность человеческая, - по словам С. Савельева – это половая оценка. Зачем женщина надевает шубу такую лохматую? Потому что она инстинктивно воспринимается женщинами как собственная шерсть. А большая богатая собственная шерсть с клоками торчащими во все стороны говорит о том, что самка прекрасно добывает пищу и у нее будут здоровые и сильные дети. Среди приматов, а мужчина воспринимает женщину в половом отношении как раз по своим древним принципам, лохматая, хорошая шерстью самка была привлекательнее всегда» [1]. Поэтому, утверждает Савельев, для привлечения мужчины женщине всего лишь необходимо облачиться в шубу и распустить волосы, которые, кстати, имеют самое прямое отношение к естественной «человеческой шерсти».

О. Долгополова объясняет свое видение отношений человека и меховой одежды: «Человеку, живущему в наших широтах, очень много энергии приходится тратить на собственный обогрев. Такова данность нашего существования, а потому эти затраты нам необходимо восполнять. Надевая на себя одежду из меха, мы не только сберегаем свою энергию, но в некотором смысле можем использовать и ее энергетику. Женщина в мехах словно излучает эту высвобожденную энергию вовне и от того воспринимается более теплой, благополучной, желанной, сексуально привлекательной. Если вернуться в далекую человеческую историю, мы увидим: человек охотился на животных в том числе и для того, чтобы обогреть себя. Причем звериные шкуры были для наших предков не только одеждой, но и кровом, и постелью. Кроме того, прикосновение к мягкому меху посылает в мозг сигнал: безопасность, комфорт, спокойствие. И это ощущение тоже располагает к получению удовольствия, к наслаждению сексом» [2].

 Данные факты неоднозначны и вызывают ряд вопросов:

1. какие мотивы у женщины определяют выбор меховых изделий;

2. по каким причинам женщины носят меховые изделия;

3. действительно ли имитация естественной «человеческой шерсти» у женщин привлекает мужчин.

В рамках данной проблемы было проведено исследование, в котором участвовали 150 мужчин и 100 женщин разной возрастной категории (от 18 до 50 лет). В качестве метода исследования использовался анкетный опрос. Выбор был обусловлен тем, что анкетирование является одним из наиболее точных способов в определении общественной точки зрения.

По результатам опроса женщин, самым популярным мехом (70 % респондентов отдали ему предпочтение) оказался средневолосый мех (мех норки, соболя). Вторым по популярности является мех длинноволосой пушнины (мех песца, лисицы, бобра) – 30% опрашиваемых, а замыкает тройку коротковолосый мех (мех шиншиллы, горностая) –13%.

Опрос женской аудитории также позволил определить взаимосвязь между предпочитаемым мехом и темпераментом владельца изделия, и выявить мотивацию приобретения и ношения меховых изделий.

В ходе анкетирования было определено, что 45% респондентов женской аудитории оказались холерики, 28% - сангвиники, 13 % - флегматики и 14 % - меланхолики.

Предпочтение холериков и сангвиников – средневолосый мех, а флегматиков и меланхоликов – длинноволосый мех. Результаты проведенного исследования показали, что натуры страстные и активные (холерики и сангвиники) предпочитают изделия из коротковолосого меха, а нежные и романтичные женщины (флегматики и сангвиники) выбирают длинноволосый мех, чтобы подчеркнуть свою женственность и сексуальность. И действительно, прослеживается тенденция, которая определяет то, как внутреннее состояние человека влияет на его выбор.

Результаты исследования женского мнения о причинах, по которым современные женщины покупают и носят меховую одежду представлены на диаграмме № 1.

Причины, по которым женщины носят и покупают меховые изделия

Диаграмма 1 – Причины, по которым женщины носят и покупают

меховые изделия

Результаты исследования определили ведущую причину покупки меховых изделий: подчеркнуть свой статус (96 % опрашиваемых это подтвердили). Полученные данные совпадают с результатами исследовательского холдинга «Ромир», который в марте 2012 провел всероссийский опрос на тему отношения россиян к роскоши и товарам люкс. Данные, полученные в ходе опроса показали, что мех является статусной вещью наравне с одеждой от кутюр, и занимает 10 место в рейтинге статусных товаров [3]. Таким образом, можно сделать вывод, что основным мотивом покупки меховой одежды у женщин служит потребность в визуализации своего материального достатка и успешности, что, в свою очередь, подтверждает теорию С. Савельева, согласно которой «прекрасно добывающая пищу самка» - современная, обеспеченная женщина, которая хочет продемонстрировать мужчине свой достаток посредством роскошных мехов.

Несомненным положительным качеством меха является и его свойство сохранять тепло, что, в свою очередь, очень актуально для северных районов. Поклонницами данного свойства стали 84 % респондентов. Также, по мнению большинства опрашиваемых, меховые вещи способствуют повышению интереса со стороны мужчин и подчеркивают женскую красоту.

Исследования, направленные на осознаваемые мотивы выбора одежды, проводимые Р.М. Гимаевой и В.С. Чернявской показали, что только 19% опрашиваемых выбирают одежду, которая указывает их принадлежность к определенной социальной группе и считают, что одежда должна соответствовать статусу, а 11,9 % девушек выбор одежды связывают с привлечением внимания противоположного пола. «Сексуальность одежды» - этот мотив упоминается 4,8 % девушек [4]. Становится очевидным, что меховая одежда обладает своими особыми свойствами: лишь 3% из числа респондентов проведенного исследования выбрали меховую одежду как инструмент для подчеркивания своей индивидуальности, своего «Я», хотя в исследованиях Р.М. Гимаевой и В.С. Чернявской данный мотив выделили 95, 2 % опрашиваемых. На представленной ниже диаграмме 2 можно увидеть, как сильно различаются значения основных мотивов выбора меховой одежды с мотивами выбора одежды вообще. Единственным критерием, имеющим схожее значение в исследованиях Р.М. Гимаевой и В.С. Чернявской и нашем, является «женственность» 19 % и 21 % соответственно.

Причины, по которым женщины носят и покупают меховые изделия

Диаграмма 2 – Сравнительно-сопоставительный анализ проведенного исследования и исследований Р.М. Гимаевой и В.С. Чернявской

Интересен и тот факт, как женщины проецируют свое представление о мехе на мужчин. Так, они полагают, что мужчинам в образе современных женщин больше всего нравятся элементы из меха: одежда, меховая отделка, аксессуары и др. (35% опрашиваемых). В свою очередь, вопреки мнению женщин, мужчины больше предпочитают в женской одежде натуральную кожу – 32 % респондентов. Хотя мех также привлекает мужчин – 26 % опрашиваемых.

Эффективным инструментом для восприятия меха и женского образа в меховой одежде является метод ассоциаций. В проведенном исследовании респондентам было предложено описать ассоциации, которые возникают у них при виде женщины в мехе. Сравнительно-сопоставительная характеристика мужских и женских ассоциаций показала, что женщины проецируют на мех такие показатели как роскошь, достаток, богатство, статусность, обеспеченность, состоятельность, успешность, т.е. материальные блага. Мужчины же выделяют сексуальность, красоту, изящность, хищность, животность (то есть ассоциируют с животными), элегантность, т.е. внешние данные. «Подобно нашим древним предкам мы обряжаемся в шкуру хищника и словно присваиваем себе его качества: ловкость и силу, гибкость и быстроту. Мех будоражит в нас первобытные инстинкты. Помимо ласки в нем есть одновременно и хищность. Что позволяет женщине привлекать внимание мужчины-охотника, но при этом не чувствовать себя беззащитной жертвой» [2].

Таким образом, проведенное исследование показало, что попытка объяснить воздействие меха на психологию человека через его инстинктивное восприятие мира имеет свои результаты. Однако для более достоверных данных необходимо использовать и другие теории и методы помимо работ эволюционистов, объясняющих мотивы выбора одежды, т.к. на человека очень сильно воздействует культура, в которой он живет. Она, в свою очередь, задает стиль жизни и является основополагающим фактором в мотивации человека, в том числе и его выбора.

Читайте: Избавление от депрессии своими силами

 

 

Список использованных источников

1. Савельев С. Повелитель мозга / С. Савельев // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=0lNFskm6SAw

2. Золотова Л. Почему нас завораживает мех / Л. Золотова // Psychologies. – 2007. - № 23 // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psychologies.ru/me- and-others/ lifestyle/_article/28023/

3. Восприятие россиянами товаров премиум-класса и роскоши как стиля жизни [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://romir.ru/studies/?page=8

4. Гимаева Р.М., Чернявская В.С. Мода и психология: выбор современной женщины: монография // Р.М. Гимаева, В.С. Чернявская – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, - 2007. – 144 с.

5. Терская Л.А. Технология раскроя и пошива меховой одежды: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: изд. центр «Академия», 2005. – 272 с.

Оцените материал:

1 2 3 4 5
Рейтинг: 4.67
Голосов: 9
Комментариев нет.
Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.
Новости психологии
  • Применяя законы психологии восприятия – можно построить такой дизайн сайта, который бы максимально удерживал клиента и неотвратимо вел бы его в воронку продаж
  • При взгляде на современное общество, создается такое впечатление, что поиск работы стал не периодически возникающей необходимостью, а перманентным состоянием человека
  • Германская глубинка — это колорит, удивительная атмосфера. Город Леверкузен привлекает туристов возможностями для спорта, культурного отдыха. Это местечко в провинции не устает удивлять
Психологические центры
Справочник, список анонсов тренинговых центров
  • Психосоматика как область знаний и практической работы изучает связь проявлений тела, сигналов тела и эмоций, переживаний, состояний души. Когда в гармонии тело и душа, - мы действуем, работаем и отдыхаем, живем, не замечая тела, которое как послушная машина, служит безотказно. А есили с животом проблемы - замечаем сразу.
  • Представляем на сайте психологический центр, в котором вы можете получить консультации психологов, работающих в разных направлениях психологии и психотерапии
  • Представляем Психологический центр на Волхонке. Место, где вы можете получить психологическую помощь и консультации специалистов
Правила и ответственность. Копирование любых материалов только с разрешения редакции psyzhurnal@mail.ru